Что необходимо купить, чтобы начать заниматься предметной фотографией? — такой вопрос мне часто задают знакомые, друзья или просто люди, которые подписываются на мой Инстаграм. Предметная фотосъемка — это один из самых сложных жанров в фотографии, требующих от фотографа не только профессиональных знаний, но и большого количества различного оборудования, которое должно быть в вашей студии. Универсального ответа на этот вопрос у меня нет. Все зависит от вашего бюджета и поставленных перед собою целей, поэтому давайте я просто поделюсь своим опытом и расскажу, что именно я использую для работы. 

Цен давать не буду, все это относительно, скажу лишь одно — на текущий момент я использую не самое дорогое оборудование.

Профессионально предметной фотосъемкой я занимаюсь с 2019 года и на текущий момент, по приблизительным расчетам сумма, затраченная на мою студию составляет порядка $15'000-16'000, это c учетом стоимости камеры, оптики, компьютеров, планшета, жестких дисков для хранения фотографий и прочих «мелочей», которые нужны для ежедневной работы. Есть и регулярные траты, к ним относится оплата программного обеспечения, фоны, которые являются расходным материалом, различные аксессуары и реквизит.

Что необходимо предметному фотографу. Предметная и рекламная съемка в Алматы. Фотостудия Дмитрия Лукьянова

С чего все началось

Когда я только начинал заниматься предметной фотографией, у меня был старенький Canon 650D, пара бюджетных объективов, одна накамерная вспышка и софт-бокс 60×60. Естественно, ни о какой коммерции речь тогда не шла. Я учился на этом оборудовании и снимал исключительно для себя. Со временем я потихоньку докупал самое необходимое и на момент моего первого коммерческого заказа у меня уже была небольшая студия (правда не моя) с необходимым минимальным комплектом оборудования, часть которого принадлежала мне, а часть студии в которой я на тот момент работал. Когда же студию закрыли, мне пришлось в экстренном порядке докупать недостающее.

На текущий момент я собрал тот минимум, который позволяет мне более менее комфортно работать, но все равно бóльшая часть из заработанных денег уходит на развитие студии, покупку дополнительного оборудования и всевозможных аксессуаров. 

Сейчас я работаю на оборудовании Godox, которое хоть и считается бюджетным, но вполне качественное, что в свою очередь позволяет проводить коммерческую съемку и решать большинство задач. Конечно же, мне как и многим фотографам хотелось бы иметь у себя в студии профессиональное оборудование от Profoto или Broncolor, но это уже совсем другой уровень до которого нужно еще дорасти и в первую очередь в финансовом плане. Например, стартовый комплект необходимого оборудования для рекламной студии от Broncolor вам обойдется в районе 40-50’000 долларов и это будет только начало.

И все же, давайте вернемся к нашему вопросу — так что же необходимо иметь предметному фотографу?

Студия на дому — плюсы и минусы

Начну я, как не странно, с помещения. Если вы планируете снимать дома в собственном зале в 18 м², то боюсь, что тут я вас разочарую — много в таких условиях вы не наснимаете. Во первых, если съемка будет проводиться регулярно (а это неизбежно, если вы занялись этим профессионально), то все оборудование будет постоянно болтаться по всей комнате, вам просто не будет хватать времени каждый раз его куда-то убирать. Во вторых, это нехватка рабочего пространства для комфортной работы, ведь вам не только нужно будет разместить сам предмет съемки, но и поставить фон, освещение, отражатели, рассеиватели и тому подобное. Также необходимо учитывать и наличие места для складирования товара, который привозят на съемку. Конечно же, работать на дому в своей студии очень удобно. Вас никто не дергает, не нужно куда-то ехать, все под рукой… но все это здорово, если позволяет площадь.

Я работаю в своей домашней студии и для большинства задач мне места хватает, но у меня свой дом в 2 этажа и более менее большая гостиная в 30 м², которую я превратил в небольшую студию, плюс еще целая комната на втором этаже, где стоят стеллажи и хранится все то, что не используется в данный момент, но даже в этом случае я порой ограничен. Например, я не могу провести полноценную модельную съемку — мне просто не хватит рабочей площади. Правда, в этом случае всегда можно воспользоваться услугами арендной студии

В идеале, чтобы работать с комфортом в собственной студии и не от кого не зависеть, вам понадобится помещение как минимум в 50-60 м2 с высотой потолков от 3,5 метров, плюс нужно где-то будет организовать небольшой склад, чтобы неиспользуемое при съемке оборудование и реквизит не валялись по всей съемочной площадке.  

Организация рабочего места

Если вы пригласили фотографа, например, на съемку блюд для меню и он приехал лишь с одним фотоаппаратом (не считая света и прочей атрибутики), то ничего хорошего в этом нет. И не стоит мне сейчас рассказывать про опыт, набитую руку и пр., у вас никогда не получится нормально проанализировать свой снимок глядя в маленький экранчик фотоаппарата, а потом выясняется — то фокус не в том месте где планировалось, то пересвет, который хрен уже вытянешь, а съемка уже прошла и переснять уже не получится. 

Помните, вы снимаете не репортаж, где главное поймать момент, вы снимаете рекламную картинку, где важна каждая мелочь. Хотите работать профессионально — снимайте исключительно на привязи, да и заказчики это оценят, когда будут видеть результат вашей работы сразу же в момент проведения съемки.

Что необходимо предметному фотографу. Предметная и рекламная съемка в Алматы. Фотостудия Дмитрия Лукьянова

Вся коммерческая съемка должна вестись ТОЛЬКО в компьютер!

В своей работе я использую:

  • MacBook Pro (13-inch, 2017) — это рабочая лошадка, которая постоянно находится на съемочной площадке, вне зависимости от того, снимаю ли я дома или на выезде
  • iMac (Retina 5K, 27-inch, 2020) — за ним я уже занимаюсь обработкой отснятого материала

Тут я сделаю небольшое отступление, никто не говорит, что в работе нужно использовать только продукцию компании Apple, но, как показывает практика и мой 12 летний опыт использования, все же mac — это лучший выбор для профессиональной работы среди всего прочего

  • Графический планшет — незаменимая вещь при работе со снимками. Вы как угодно виртуозно можете работать мышкой, но если хотите сберечь свое время и нервы, то планшет вам в помощь. Я пользуюсь  графическим планшетом Wacom Intuos M
  • Программное обеспечение — я пользуюсь только лицензионным программным обеспечением. В своей работе я использую CaptureOne, Photoshop, Lightroom, Helicon Focus.

Оборудование

Что необходимо предметному фотографу. Предметная и рекламная съемка в Алматы. Фотостудия Дмитрия Лукьянова

Вот и подошли к самому интересному, начну с камеры.

Моим рабочим инструментом на сегодняшний день является Fujifilm X-T3. Не хочу разводить хабар по поводу зеркальные/беззеркальные или фулфрейм or not фулфрейм — это личное дело каждого. Лично я, попробовав разные системы свой выбор сделал в пользу Fujifilm и не разу об этом не пожалел, мало того, я даже не рассматриваю другие варианты, в планах только переход на средний формат, например Fujifilm GFX50SII, но это уже совсем другой уровень.

Оптика:

Самым нужным и наверное единственным объективом, который необходим для предметной съемки является макро-объектив. Как не странно, но макро-объектив у меня появился не сразу и первый год-полтора я обходился без него. Как же так получилось?.. объясню — дело в том, что макро-объектив действительно вещь необходимая, но не первостепенная. Это узконаправленный профессиональный инструмент с соответствующим ценником. В моем случае стоимость объектива FUJIFILM XF 80 mm f/2.8 R LM OIS WR Macro на момент покупки составляла порядка 1’200 долларов, что в свою очередь, когда ты только собираешь свою студию, ставит перед тобой выбор — купить весь необходимый свет, или взять только линзу. 

По факту, если на начальном этапе вы не планируете снимать через чур мелкие предметы или ювелирку, то с макро можно какое-то время повременить и купить в первую очередь все то, что необходимо для начала вашей работы. Например, в своей работе я также часто использую FUJIFILM XF 50 mm f/2. Это потрясающий и резкий объектив с короткой дистанцией фокусировки и приятным ценником.

Стойки / штативы:

Тут совет один — чем больше, тем лучше. Что касается стоек, у меня на данный момент их порядка 15 штук всяких разных и больших и маленьких и легких и тяжелых. Много это? Нет. Планирую купить еще. Также, в студии должен быть хотя бы один тяжелый журавль — без него никак, уж поверьте. Плюсом, у меня еще есть несколько удлинителей и специальных зажимов, которые еще называют Grip Head, это позволяет мне при необходимости собрать легкий журавль, если это будет необходимо. Очень часто такую конструкцию я использую в фуд-съемке, чтобы закрепить вспышку непосредственно над объектом, ну или для монтажа фрост-рам или легких фонов.

Штатив для предметной съемки должен быть максимально тяжелым. Вам с ним не бегать, а устойчивость и неподвижность камеры очень важна. В идеале иметь специальную стойку, которая весит под 70 кг, например Salon 230 от Manfrotto, но опять-таки цена…. В крайнем случае, всегда можно повесить под штатив дополнительный груз, главное, чтобы штатив был качественным и не сломался. Для себя я выбрал Штатив Manfrotto 161MK2B с редукторной головой Manfrotto 410, он вполне тяжелый и устойчивый, а редукторная голова позволяет очень точно выстраивать кадр.

Свет:

Напоминаю, мы сейчас говорим о бюджетной линейке. Не каждый профессиональный фотограф может позволить себе вгрохать …надцать, а то и больше тысяч долларов в профессиональное студийное оборудование, что уж говорить о тех, кто только начинает собирать свою студию. Конечно же, можно взять кредит или продать почку, но где гарантия, что вы потом отобьёте эти вложения? Так что давайте будем реалистами, а Broncolor или Profoto пока оставим в планах на будущее.

По свету вам понадобиться как минимум 3 студийных вспышки мощностью 300 — 600W. В моей студии их 7 — 4 шт. DP600III + 2 шт. QT400II + GS400II и этого вполне хватает, но в редких случаях еще бы одна QT400II не помешала. 

Важным параметром при выборе вспышки является возможность гибкой регулировки ее мощности. Например, мои регулируются в диапазоне от 1/128 до 1/1 (в случае с QT) и 1/64 до 1/1 в случае с DP, причем на полную я их еще ни разу не выкручивал, а вот на минимум частенько приходится. Запас мощности позволяет с комфортом проводить практически любые виды съемок начиная от съемки ювелирных изделий и заканчивая модельной съемкой, а высокоскоростные вспышки серии QT позволяют замораживать движение.

Светоформирующие насадки:

По светоформирующим насадкам просто опишу, что имеется в студии и чем я постоянно пользуюсь:

  • Софт-бокс 120×80 — 2 шт.
  • Софт-бокс 90×60 — 2 шт. 
  • Стрип 140×35 — 2 шт.
  • Стрип 120×30 — 2 шт.
  • Стандартный рефлектор (горшок) — 4 шт. (шли в комплекте со вспышками)
  • Стандартный рефлектор + соты (10,20,40,60) — 3 компл. (пришлось покупать отдельно, т. к. соты, которые мне удалось найти не держатся в горшках, которые идут в комплекте со вспышками)
  • Snoot он же тубус — 1 шт.

Дополнительно:

  • Октабокс глубокий 120 см в комплекте с сеткой — 1 шт.
  • Портретная тарелка 55 см с сотами — 1 шт.

Фрост-рамы:

Касаемо фрост-рам — это самый важный инструмент в предметной съемке. Если у вас нет фрост-рам, то предметкой можете и не заниматься. Что же из себя представляет фрост-рама? В принципе, это либо заводская либо самодельная (как в моем случае) рамка с натянутой на нее светорассеивающей пленкой. Рамку можно купить в специализированных магазинах, или сделать самостоятельно, например из профиля для москитных сеток или из деревянных брусков. Пленку же нужно покупать и она не из дешевых. Обычно ее продают рулонами по 5-7 м (в зависимости от производителя), но, если повезет, то можно найти и на отрез.

Какая пленка подойдет:

  • Savage Translum Roll Heavy weight (рассеиватель на 2 стопа)
  • Savage Translum Backdrop Medium Weight (рассеиватель на 1,5 стопа)
  • 129 Chris James Heavy Frost (рассеиватель на 2 стопа)
  • 216 Chris James White Diffusion (рассеиватель на 1,5 стопа)

также есть аналоги у ROSSCO

Еще, в качестве рассеивателей можно использовать Backlit (бэклит) для сольвентной печати, но тут нужно экспериментировать и подбирать. И да, он продается в рулонах по 30 и 50 метров, хватит на долго, но если ошибиться с выбором — будет валяться без дела

Предметный стол:

По поводу предметного стола я уже высказывался в своем Instagram. Я не люблю снимать на предметном столе по разным причинам, поэтому не вижу особого смысла его покупать, но, если вдруг он мне и понадобится (что бывает крайне редко), то я его собираю из двух стоек, стеклянной полки и куска бэклита.

Все, о чем я писал выше — это лишь часть того, что необходимо иметь предметному фотографу в своей студии. Не забывайте про фоны (как минимум белый/серый/черный), различные крепления и зажимы, прищепки, начиная от канцелярских и заканчивая профессиональными, флаги, отражатели, всевозможный реквизит. Всего не перечислишь, да и нет особого смысла. Все это собирается постепенно, от съемки к съемке и скапливается у вас в студии. Предметный фотограф, он же как белка, что нашел — тащит в дом.

На этом пожалуй и закончу.

P.S.

На оригинальность статьи не претендую, тем более, что на подобные темы уже кто только не высказывался, я лишь озвучил свою версию ответа на поставленный вопрос — что же нужно для того, чтобы начать заниматься предметной фотографией.

Надеюсь, что данная статья будет полезна не только фотографам, которые только планируют начать работать в данном направлении, но и заказчикам, которые ищут профессионала и ждут от него действительно качественных работ, а не нечто среднее между «снято на телефон» и «не обращайте внимания, я потом все в фотошопе дорисую»