В очень редких случаях (в моей практике это было всего пару раз) бывают ситуации, когда после проведения предметной съемки заказчику отдавался только сам RAW-файл без какой-либо обработки. Обычно сырой RAW может понадобиться только крупным рекламным или дизайнерским компаниям, которые имеют свой штат ретушеров, но в основном заказчик хочет получить уже готовую картинку, которую можно сразу же разместить на витрине интернет-магазина или маркетплейса, либо использовать снимок в каких-то других проектах. В большинстве случаев для этих целей вполне достаточно базовой ретуши снимка, когда после проведения съемки «сырой» файл сначала «проявляется» в RAW-конверторе и затем уже в Photoshop убирается все лишнее с кадра. Это могут быть различные элементы креплений, держатели, флаги или отражатели, которые попали в кадр и без которых не обходится ни одна предметная фотография. Также на этом этапе обработки удаляются незначительные видимые дефекты такие как пыль, мелкие царапинки, ворсинки, нитки и тд, которые могут повлиять на общее восприятие кадра. Затраченное время, при такой обработке составляет в среднем от 5 до 10 минут на снимок, за счет чего достигается высокая производительность при приемлемом качестве, что положительно сказывается на конечной стоимости готовой фотографии.
Но, бывают случаи, когда по разным причинам такой метод обработки снимка может показаться недостаточным. Это может быть рекламная съемка, когда нужно не только «прибраться в кадре», но и поработать точечно с акцентами, цветами, фактурами, съемка ювелирных изделий, когда приходится практически «перерисовывать» металл и отдельно работать с каждым камнем, часто требуется исправление форм, подгонка одежды под фигуру, восстановление утраченных элементов, разгаживание складок, выравнивание градиентов и переходов и пр. — все это невозможно сделать на этапе базовой ретуши, поскольку приходится работать не с общим снимком, а выборочно с каждым проблемным участком. Времени на такую обработку затрачивается уже в разы больше, соответсвенно и стоимость такой обработки выше. Такую обработку снимка я и называю коммерческой ретушью
Давайте теперь посмотрим основные этапы обработки на примерах
Обработанный снимок в RAW-конверторе | Базовая ретушь
В данном примере снимок сначала был проявлен в RAW-конверторе, проведена базовая коррекция экспозиции, изображение приведено к полноконтрастному, поднята насыщенность. Далее, уже в Photoshop с фона убрал все лишнее, сам фон выведен в чисто белый с переносом теней, проведена чистка от пыли. Да, на этапе базовой ретуши именно этого снимка вполне можно было бы восстановить элемент логотипа, а также убрать небольшую складку по центру изделия, после чего можно было бы считать, что работа над этим снимком закончена, но раз уж это пример, а заказчик пожелал, по возможности привести формы рюкзака к идеальным, разгладить складки, изменить форму кармана, чтобы он не так сильно стягивал бока, то эти операции перенесем на этап коммерческой ретуши
Базовая ретушь | Коммерческая ретушь
Все этапы проведения коммерческой ретуши этого снимка я описал чуть выше, поэтому в двух словах просто подытожу — дополнительно были исправлены формы, разглажены складки, восстановлен логотип
Еще один пример коммерческой ретуши:
В данном примере, как не старайся, а базовой ретушью уже не обойтись. На момент проведения съемки у заказчика не было в наличии нового рюкзака, пришлось снимать, что есть. Рюкзак на съемку попал уже видавший виды, им уже попользовались, причем основательно. Логотип практически полностью утрачен, цвет изделия изменился. Пришлось немного повозиться на этапе обработки, но первоначальный вид был восстановлен. Логотип взял с донора, цвет правился при проявке, формы в Photoshop.
Теперь давайте рассмотрим еще один пример, когда выбор между базовым и коммерческим вариантом обработки снимка не столь очевиден и зависит лишь от индивидуальных требований заказчика, но для начала рассмотрим еще один вариант обработки, который также можно использовать под определенные задачи, а именно первичная обработка отснятого материала или проявка файла в RAW-конверторе
Необработанный RAW-файл | Первичная обработка снимка в RAW-конверторе
Не всегда есть смысл делать базовую ретушь на подобного рода фотографиях, особенно если точно знаешь, что снимок будет использован только в Инстаграм или для вашего сайта требуются фотографии небольшого размера. В этом случае никто не заметит пылинки или одиноко торчащую ниточку.
Уже на этапе проявки RAW файла картинка получается вполне коммерческая, фон еще в процессе съемки был выбит в идеально белый и в дальнейшей обработке не нуждается, цвета чистые, с кожей у модели тоже особых проблем в данном случае не наблюдается, но, если в планах все же использовать эту фотографию в каких-то других целях, когда необходим снимок в максимальном качестве (например отдать в печать), то лучше всего сделать как минимум базовую ретушь так как различные мелкие неприятности, которые практически не заметны на снимке малого размера могут проявится при увеличении снимка до полноразмерного.
Базовая ретушь | Коммерческая ретушь
На этапе базовой обработки была проведена легкая ретушь лица модели и выровнен оттенок, также снимок был почищен от различного мусора в виде ниточек и мелких ворсинок на одежде, увеличена резкость и контраст.
Что касается дальнейшей обработки этого снимка, то тут уже исключительно дополнительные пожелания заказчика — с белой одежды был убран оттенок, проведена корректировка форм, непроглаженные складки на одежде разглажены.
Ретушь ювелирных изделий
Отдельно хотелось бы поговорить о ретуши ювелирных изделий и почему съемка и обработка ювелирки стоит значительно дороже. Давайте посмотрим это на примере кольца Damiani из белого золота с аквамарином и брильянтами
ФОКУС-СТЕККИНГ:
Уже на этапе съемки, из-за малой глубины резкости (а это неизбежно, если мы снимаем маленький предмет с очень близкого расстояния) необходимо сделать стеккинг по фокусу. В данном примере очень хорошо заметна разница между единичным снимком и уже готовым результатом, который был собран из 12 кадров с разной глубиной резкости. Конечно, в использовании техники фокус-стеккинга не всегда есть необходимость, но, если нам нужна рекламная картинка без него в такого рода съемке не обойтись.
Как вы видите, кольцо изначально было снято хорошо. Есть контраст, градиент, контуры хорошо читаются, нет жутких выбитых бликов, чем обычно грешат некоторые фотографы в надежде на то, что-либо и так сойдет, либо какой-нибудь ретушер исправит огрехи, но это не рекламная картинка, которую ждет от меня заказчик. Во-первых, по ТЗ кольцо должно быть на белом фоне и если при съемке большинства предметов я могу изначально выбить фон в белый, что значительно ускорит процесс обработки снимка, то с ювелирными украшениями это не всегда возможно. Ну а во-вторых, в кадре мы видим посторонние предметы, плюс сам металл имеет дефекты в виде кратеров и всевозможных мелких царапин, поэтому переходим ко второму этапу.
РЕТУШЬ:
Тут я не буду полностью расписывать все этапы обработки, скажу вкратце — эта обработка относится уже к рекламной. Что было сделано:
- обтравка (кольцо отделено от фона)
- убрал посторонние предметы
- с металла убран посторонний оттенок, металл почищен, выровнен градиент
- отдельно проработаны камни
- повышен контраст и детализация
- добавлено отражение и тень
Подобного рода ретушь занимает значительное время и в зависимости от сложности может составлять от 30-40 мин до нескольких часов кропотливой работы и это при условии, что сам предмет был изначально снят максимально чисто, поэтому, если вам кто-то предлагает провести подобного рода съемку за более низкую цену, то в конечном итоге вы получите ровно столько, сколько заплатили.
Ну и в заключении, пример того, что еще можно сделать со снимком, даже если это просто предметная фотография изделия на белом фоне
КОМПОЗИТИНГ:
Согласитесь, такую фотографию не стыдно будет разместить как на сайте или в Инстаграм, так и на билборде с логотипом вашей компании